Новости

Яхта, подобная чуткому другу


Как же нам охватить всю новизну ELLING E4? Со своим низким силуэтом и минимальным двигателем в 76 л.с., возможным в качестве опции, E4 как бы рожден для расслабляющего круизинга по внутренним водам на 8 узлах. И тут же шоковая подробность: да ведь у него категория «А» Евросоюза – ветер свыше 8 баллов и волнение с высотой более 4 м! Другими словами, жестокий штормовой ветер и экстремальные условия океанского плавания. Чтобы добиться трансатлантической дальности плавания, необходимо идти с умеренной скоростью, такой же, как на большинстве внутренних фарватеров. И, хотя с двигателем 450 л.с. ELLING может ускорить ход до 18 уз, его определенно нельзя причислить к трудягам, не знающим передышки. На этом находки в оценке Е4 не кончаются: сдвижная крыша рубки, напоминающая о стройных спортивных круизерах, броская криволинейность экстерьера, композитный корпус, не поддающийся нагрузкам, плюс примечательная заваливающаяся мачта с электроприводом – и становится ясным, что Е4 необычная лодка.

Оборудование
Моторная яхта Elling E4

Моторные суда с рулевой рубкой – вещь привычная, но и тут ELLING выпадает из общего ряда. Традиция диктует расположение рубки в нос от основных помещений. Однако, такое расположение помешало бы получить заметно невысокий надводный габарит Е4, что сближает компоновку Е4 и парусной яхты, благодаря смещению рубки к корме и ее расположению над машинным отсеком, бок о бок с коридором, где расположен камбуз.

Мне приходилось готовить пищу на парусниках с коридорным расположением камбуза, и это неплохо удавалось, если удерживаться на ногах при бросках от стенки до стенки. На Е4 много места для запасов и обширные рабочие поверхности – однако, две детали могли бы улучшить ситуацию. Заглубленные сеточные поддоны Perspex внутри шкафов помогли бы безопасно удержать содержимое на месте при открытых дверцах, не теряя его из виду. С единственным иллюминатором камбуз выглядит несколько мрачным. Пара дополнительных иллюминаторов существенно изменила бы обстановку, и, возможно, помогла бы избежать морской болезни в штормовых условиях: если горизонт исчезает из поля зрения, недомогание наступает раньше, и не придумать для него худшего момента, чем во время приготовления обильного английского завтрака.

Ничего особенного в оформлении носовой и кормовой кают я не обнаружил – обстановка в них не выше и не ниже ожиданий. Салон – одна из «изюмин» Е4: он просторен, уютен, свободен для передвижения. Приставив два стула, вы получаете в общей сложности 6-7 посадочных мест вокруг стола, за которым можно славно пообедать. Ступени, ведущие наверх, в рулевую рубку, для такого судна крутоваты, но никто не жалуется. Из салона можно попасть в третью каюту; она может быть оформлена и как вместительный кабинет, длинный стол которого трансформируется в дополнительную койку.

Е4 построен голландской верфью NEPTUNE MARINE. Проектанты предусмотрели широкие палубные проходы по сторонам рулевой рубки, где без особого труда можно разойтись с идущим навстречу. Правда, за это приходится платить стесненностью внутри рубки. Даже если вы слывете худосочным, разминуться со встречным удается, только прижавшись к креслу рулевого или сместившись в сторону. Это не столько проектная ошибка, сколько неизбежное следствие свободы передвижения по палубе вдоль бортов.

Читайте также:  Superstarga.Targa 44 GT

За штурвалом Е4

Впервые мы испытали Е3 – укороченную версию Е4, восемь лет назад (см. Motor Boat & Yachting, май 2000 г.). При ходе навстречу ветру и на боковом волнении поведение судна нареканий не вызывает. Однако, на косых волнах с кормы, картина изменилась и «никакие перекладки руля не могли удержать судно от сваливания с курса», как мы докладывали об этих неожиданностях в своем донесении.

Благодаря значительным изменениям в конструкции рулей и кормовой оконечности, это явление больше не наблюдается. Как и большинство полуводоизмещающих судов, рассчитанных на скорости до 20 уз, Е4 не так устойчив на косом волнении, как быстроходные глиссирующие суда. Но на этот раз все, что я мог ощутить, – это легкое вздрагивание, когда волна, обгоняющая судно, проходит под днищем, а под действием автопилота Raymarine даже это ощущение пропадало.

По сравнению с предыдущими испытаниями Е3, погода была более ненастной. Эти испытания на неспокойном море доказали, что Е4 не испытывает ударов днищем о воду на коротких крутых волнах, если только вы не уходите от них на полном ходу, с риском контакта поверхности воды и участков днища в районе миделя. Е4 необыкновенно послушен рулю, совершая поворот в пределах своей длины, если вести отсчет от точки начала поворота, практически не сбавляя при этом скорость. Такая экстренно выполненная компактная циркуляция помогает избежать столкновения с топляком в два раза быстрей.

Но ничего страшного не случится, если столкновение все же произойдет. Корпус Е4 состоит из слоев Тварона – материала из арамидных синтетических волокон, подобного Кевлару. Тварон в два раза прочнее обычной стеклоткани. Много лет назад я испытывал целый набор высокопрочных ламинатов на острове Уайт, в лабораториях Westland Aerospace. Эти испытания показали, что просто невозможно проткнуть насквозь хорошо изготовленный арамидный ламинат. Под действием интенсивной точечной нагрузки он может деформироваться и трескаться, но контактное сопротивление материала делало напрасными все усилия проделать в нем дыру. По понятным причинам из него изготавливают пуленепро- биваемые жилеты и шлемы.


Полагаем, что вы все же не наскочите на неразорвавшуюся мину, и ваш Е4 благополучно проделает весь путь, скажем, из Дартмута в Англии до Дартмута возле Род-Айленда на восточном побережье США. Чтобы осуществить этот дальний переход, вам понадобятся дополнительные топливные баки, а также движение на умеренных скоростях. Если вас в океанском плавании не устраивает наличие только одного двигателя, к вашим услугам консольный двигатель мощностью 27 л.с. с обтекаемой длинной «ногой» (как на парусниках) и гребным винтом со складываемыми лопастями – и все это за разумную цену в 16300 ф.ст.
На скоростях океанского перехода Е4 ведет себя очень тихо. Хотя рулевая рубка находится над машинным отсеком, это самое спокойное место на судне: на скорости 6 уз уровень шума составляет 62 дБА, а в салоне и на палубе кокпита 65 дБА – как во время сдержанной беседы.

Читайте также:  Модель для сборки. Sunseeker Predator 72

Техническое оборудование и конструкция

Помимо корпуса, усиленного Твароном, в Е4 многое соответствует качеству надежного океанского судна. В интерьере, полностью адаптивное рулевое кресло модели КАВ способно погасить все броски вверх и вниз, которые не удалось преодолеть даже при сравнительно умеренной качке судна. Двойное остекление окон и переменные скоростные режимы стеклоочистителей обеспечивают рулевому хороший обзор. На многих судах носовое подруливающее устройство включено в список опций, но на Е4 для американского рынка и носовое, и кормовое подруливающие устройства входят в состав стандартного оборудования, как и упругое сочленение вала Aquadrive, обеспечивающее снижение шума и вибрации.

Снаружи, когда волны начинают перехлестывать через рубку, надувное уплотнение по периметру сдвижной крыши не позволит ни единой капли влаги проникнуть внутрь богато обставленной рубки. Все, что расположено на палубе, выглядит продуманно и закреплено надежно, например, сдвоенные стойки по сторонам бортовых проходов в ограждении. Только небольшие детали выглядят не совсем к месту на трансатлантическом судне – например, фрикционный зажим без замка на якорном устройстве и отсутствие дренажа и скопление грязной воды в комингсе этого устройства. Специального упоминания заслуживает
откидная мачта. Продуманный механизм привода входит в стандартную комплектацию и, по-видимому, стоит немалых денег. Если вам приходилось иметь дело с увесистой стеклопластиковой мачтой, заваливая ее вручную, вы, проходя по внутренним водным путям, расцените электропривод мачты, как дар небес.

Технические характеристики ELLING E4
Вердикт

В основе идеи создания ELLING E4 – смена оттенков качества, подобно тому, как это происходит с окраской хамелеона. Великое множество стальных яхт голландской постройки превосходно ведет себя на внутренних водных путях в роли тихоходных круизеров, но ходовые показатели очень немногих из них могут сравниться с 18-узловой скоростью Е4. К тому же эти немногие обычно построены на заказ, с ориентацией на условия океанских плаваний.

Аналогично, существуют фантастические океанские яхты – например, NORDHAVN 47 c одновальной силовой установкой. Однако, башневидная надстройка не позволяет этому судну подниматься вверх по рекам, дабы не врезаться в мост. С другой стороны, надводный габарит Е4 при заваливании мачты уменьшается с 4,2 м до 3,45 м, отрывая судну путь к внутренней водной сети континентальной Европы и Англии.

Читайте также:  Monte Fino 85 Echo Voyager. Яхта для идеального вояжа

Пост управления судном на Е4 один, и, если вы планируете неспешное плавание по рекам или каналам, рулевой должен быть готов внимательно вглядываться в окружающие пейзажи, как и все остальные члены экипажа. И тут очень кстати мастерски вставленный штрих – сдвижная крыша рубки. И дело здесь вовсе не в том, что ELLING решил посоперничать с преимуществами флайбриджа, или с кормовым расположением поста управления, как на LINSSEN GRAND STURDY 470. На самом деле, технически изящно решенная сдвижная крыша превращает ходовую рубку из закрытого, пусть изысканного, помещения в такой пост управления, с которого удобно отслеживать все элементы движения яхты.

Так, что же, Е4 – мастер на все руки? Не совсем – это всегда остается неразрешимой задачей и тяжелой нагрузкой на бюджет, и этим объясняется факт, что многие состоятельные люди обзаводятся несколькими различными лодками. Но ELLING Е4 представляет собой уникальную комбинацию возможностей: он и речной круизер, и крепыш, которому океан нипочем, и сноровистый спринтер при переходе через проливы. И, раз уж речь зашла о многоборце, у Е4 есть много необходимых качеств, чтобы так именоваться.

Соизмеримые бренды
Nordhavn 47

NORDHAVN 47 от 514000 ф. ст. с НДС (один двигатель 173 л.с.)

Соперник, но только по переходу через океан. Так же надежен, как и Е4, но с двойным запасом по вместимости и солидности облика. Массивность водоизмещающего корпуса делает недостижимой скорость, развиваемую Е4 с его компактной надстройкой. Просторные, хорошо
спланированные помещения. Отличное машинное отделение.


Linssen Grand Sturdy 470
LINSSEN GRAND STURDY 470 от 500000 ф. ст. с НДС (два двигателя по 140 л.с.)

Соперник, но только на внутренних водных путях. Традиционно прочная стальная конструкция, но с улучшенной формой обводов. Не рассчитан на плавание в океане, но уменьшенный надводный габарит – гарантия беспрепятственного прохода по всем фарватерам. Две каюты, приятный светлый салон, раздельные гостиная и камбуз (см. Motor Boat & Yachting, март 1998 г., испытания GRAND STURDY 470).


Hardy Commodore 42
HARDY COMMODORE 42 от 448000 ф. ст. с НДС (два двигателя по 440 л.с.)

Соперник, но только в диапазоне повышенных скоростей. Еще один крепкий орешек, но с явным преимуществом по максимальной скорости – около 27 уз. В отличие от Е4 имеет совмещенные ходовую рубку и салон, но расположение, как на траулере, внешне выглядит привлекательно. Управлять 42-ым – одно удовольствие, чего не скажешь о большинстве многоцелевых круизеров (испытания – см. Motor Boat & Yachting, август 2003 г.).

По материалам: Motor Boat & Yachting